История Индии
г Кулаичев А.П.
ссылки при цитировании: ГИТА - Альтернатива Выбора. М.: Тривола. 1999.

Непродуманная жизнь
Не стоит того, чтобы ее прожить.
[Хаммураби]

Парадное панно Национального Музея Искусств имени Индиры Ганди, Нью Дели

        Индия, как и Китай (в отличие от Великих цивилизаций Египта, Месопотамии, Греции, Рима и неисчислимых неизмеримо более эфемерных государств), сумела на протяжении тысячелетий сохранить и развивать древние основы своей культуры и духовности. Будучи надежно защищена с севера и с северо-востока Гималаями, Тибетом и болотистыми джунглями Индокитая, а с трех южных сторон — Индийским океаном, она могла подвергаться массивным нашествиям только с гористого и труднодоступного северо-запада. С другой стороны, и сами индусы никогда не проявляли желания завоевывать далекие северные, западные и восточные территории и навязывать силой свои взгляды другим народам. Они жили в благословенной и изобильной стране и не нуждались ни в чем внешнем. Все это, видимо, и определило уникальный созерцательный дух всей многотысячелетней индийской цивилизации.
        Как следствие всего этого индусам никогда не была свойственна китайская щепетильность в отношении скрупулезной привязки исторических фактов и событий ко времени. Это быстротечное и переменчивое историческое время в стране мыслителей и созерцателей Вечности никогда не играло существенной роли. Поэтому современные историки находятся в крайне затруднительном положении: они вынуждены опираться или на археологические датировки, или следовать запискам иноземных путешественников (китайских, арабских, европейских и пр.), или же доверяться легендам и преданиям.
        В нижеследующих рассказах мы благодатно пользовались трудами великого индийского мыслителя Джавахарлала Неру, который впервые из земных историков не только сформулировал интегрированный «Взгляд на Всемирную Историю» (изложенный им в письмах из английской тюрьмы для своей дочери Индиры Ганди), но и впервые выразил этот взгляд в живительной поэтической форме.

    Хараппская цивилизация. Индия была населена с древнейших времен, причем ее доарийское (туземное) население создало свою удивительную культуру. Так, раскопки, произведенные близ Читалдруга в Южной Индии, обнаружили керамику с геометрической символикой, восходящей к IV тысячелетию до н.э. Однако наиболее интересные памятники относятся к Хараппской цивилизации, развивавшейся в долине Инда с конца III тысячелетия до н.э., хотя раскопки показывают наличие предшествующей высокой городской культуры уже в XXVII веке до н.э. (цитадели и жилые кварталы), что соответствует периоду Древнего Царства в Египте.
        Раскопки в Мохенджо-Даро (провинция Синд, среднее течение Инда) и Хараппе (Западный Пенджаб, верхнее течение Инда) раскрыли восхитительную древнюю цивилизацию. Это была эпоха, когда оружие и орудия из камня продолжали употребляться наряду с орудиями из меди и бронзы. Здесь уже применялись ткани из хлопка (значительно позже появившиеся в других странах), наряду с храмами строились не менее просторные и величественные дома для жилья из обожженного кирпича, бассейны и бани. И это поразительно, поскольку в Египте и Месопотамии того времени несоизмеримо большие усилия тратились на возведение храмов и гробниц.
        Столь же самобытными являются искусство и религия. Ничто, известное нам в других странах, не походит по стилю на фаянсовые фигурки баранов, собак и других животных или резные изображения, инталии на печатях, лучшие из которых — особенно изображения горбатых и короткорогих быков и исключительно тонкой лепки статуэтки с человеческими фигурами — отличаются широтой трактовки, чувством линии и пластичностью форм и мало где превзойдены в искусстве глиптики. Невозможно найти ничего равного этому, вплоть до классической эпохи в Греции.
        Интересно, что в верхних слоях Хараппских городов эпохи начала их упадка (XIX—XVII вв. до н.э.) начинают встречаться печати с изображением свастики, что свидетельствует о влиянии ариев, расселившихся к этому времени в районах Ирана и Афганистана.
        Села-республики индоариев. В XII—X вв. до н.э. с северо-запада в Индию началось массовое вторжение многочисленных скотоводческих племен ариев, которые к этому времени уже хорошо владели и строительным делом. Они расселились по всему северу в долинах Инда и Ганга (древнее название этой области — Гандхара), где создали большие поселения. Поселения ариев были разделены обширными лесами, но особенно большие леса разделяли Северную и Южную Индию. Маловероятно, чтобы значительное число ариев прошло эти леса для поселения на юге, однако немало одиночек отправлялись и дальше с целью разведки, торговли или распространения арийской культуры на юге. Древняя традиция сообщает, что первым арием, отправившимся на юг, был риши (мудрец) Агастия, доставивший в Декан весть об арийской религии и культуре. Торговля между Индией и другими странами уже достигла значительного процветания. Перец, золото, жемчуг и рис юга привлекали купцов из заморских стран, а тиковое дерево из Малабара использовалось в древних дворцах Вавилонии.
        Постепенно арии развертывали свою сельскую систему в Индии. Это была смесь старой дравидийской деревни и новых арийских идей. Эти деревни были почти независимыми и управлялись своими выборными панчаятами. Некоторое число деревень или мелких городов объединялось под властью раджи, который в некоторых случаях избирался, а иногда получал власть по наследству. Часто различные группы деревень кооперировались друг с другом для строительства дорог, странноприимных домов, оросительных каналов и других подобных сооружений, предназначенных для общего блага. Раджа не являлся самодержцем, а был подвластен законам и обычаям ариев и мог быть отстранен от должности или наказан народом. Таким образом, в арийских поселениях существовала своего рода демократия, когда арийские поселенцы могли в определенных пределах контролировать правительство.
        Кастовой системы с бесчисленным количеством подразделений и перегородок, какой мы ее знаем сейчас, тогда не существовало. В те времена у индийских ариев общество делилось на четыре части, или варны, соответственно роду занятий. Это были: брахманы, или ученые, жрецы, мудрецы; кшатрии, воины и правители; вайшии, купцы и люди, занятые в торговле; и шудры, или работники. Источником кастовой системы было отчасти нежелание ариев смешиваться с покоренной расой. Арии были достаточно горды и тщеславны и смотрели свысока на всех аборигенов. Само слово каста (на санскрите — варна) — обозначает цвет.
        Поселения ариев, города и села строились не беспорядочно, а создавались по определенному геометрическому плану. Более того, геометрические фигуры применялись в то время даже при ведических пуджах. Геометрия непосредственно связана со строительством домов и городов. Древняя арийская деревня была первоначально своеобразным укрепленным лагерем, ибо в те времена всегда приходилось опасаться нападения. Она представляла собой прямоугольник, окруженный со всех сторон стенами, с четырьмя большими и четырьмя малыми воротами. Внутри располагались в особом порядке улицы и дома. В центре деревни находился панчаят гхар, где собирались старейшие. В маленьких деревнях на месте панчаят гхара стояло просто большое дерево. Каждый год все свободные жители села собирались и избирали свой панчаят.
Согласно предписаниям Вед, ариям на склоне лет полагалось удаляться в леса вблизи городов и сел для сосредоточения и религиозных размышлений. Вокруг них собирались ученики и постепенно возникали специальные поселения или ашрамы, являющиеся проводниками мудрости и знания. Напротив Ананд Бхавана расположен ашрам Бхараваджа, который в древние времена Рамаяны считался знаменитым учителем. По преданию, Рамачандра посетил его в дни своего изгнания. Рассказывают, что с ним вместе жили тысячи студентов и ученых.
        Эти древние времена были периодом величия ариев в Индии. Среди царств и республик того времени были Мйгадха в Южном Бихаре, Видеха в Северном Бихаре, Каши, или Бенарес, Кошала, столицей которой была Айодхья (современный Файзабад), и Панчала между Гангом и Джамной. В стране Панчала двумя главными городами были Матхура и Каньякубджа. Близ Паталипутры, или Патны, находился город Вайшали. Это была столица известного в истории Древней Индии клана личчхавов. Их государство было республикой и управлялось собранием именитых граждан во главе с избираемым президентом, который назывался налка.
        С течением времени вырастали большие города и столицы. Развивалась торговля и процветали искусство, промыслы и ремесла. Города превращались в крупные торговые центры. Ашрамы в лесах, где жили ученые брахманы со своими учениками, также вырастали в большие университетские города. В этих центрах учености преподавались все предметы, известные в те времена. Брахманы преподавали даже военное искусство. Так, великим учителем пандавов по Махабхарате был Дроначарья, брахман, который среди прочего обучал их также искусству воевать.

         Чандрагупта Маурья и Артхашастра. Магадха — древнее царство, расположенное там, где теперь находится провинция Бихар, его столицей была Паталипутра, современная Патна. Когда Александр вторгся в Северо-Западную Индию, здесь правил царь из династии Нандов. Там же жил молодой человек по имени Чандрагупта, вероятно состоявший в родстве с царем. Чандрагупта был очень умен, энергичен и честолюбив, и царь из династии Нандов выслал его от греха подальше из своей страны. Чандрагупта отправился на север в Таксилу, возможно, его привлекали рассказы об Александре и греках. С ним был один очень способный брахман по имени Вишнугупта, которого звали также Чанакьей.
        Оба они, Чандрагупта и Чанакья, не были кроткими и мягкими людьми, покорными судьбе или готовыми смириться с любой случайностью. У них были большие, честолюбивые замыслы, они хотели действовать и добиться успеха. Возможно, Чандрагупту привлекала и ослепляла слава Александра, он хотел последовать его примеру. В лице Чанакьи он имел идеального друга и советчика в этом деле. Оба они держали ухо востро и зорко следили за всем, что происходило в Таксиле. Они выжидали подходящего момента.
        Вскоре благоприятный случай представился. До Таксилы дошла весть о смерти Александра, и Чандрагупта понял, что наступило время действовать. Он поднял народ вокруг Таксилы и с его помощью изгнал греческий гарнизон, оставленный Александром. Завладев Таксилой, Чандрагупта со своими союзниками направился на юг в Паталипутру и в 321 году до н.э. нанес поражение царю из династии Нандов, с чего и начинается правление династии Маурьев. Не совсем ясно, почему Чандрагупту называли Маурьей. Одни полагают, что слово это образовано от имени его матери, которую звали Мура, другие говорят, что отец его матери смотрел за царскими павлинами, а павлин на языке санскрит — маюра. Каково бы ни было происхождение этого слова, Чандрагупта известен как Маурья в отличие от другого, также знаменитого Чандрагупты, великого правителя Индии, жившего много столетий спустя.
        В правление Чандрагупты полководец Александра Селевк, унаследовавший все страны от Малой Азии до Индии, переправился с армией через Инд и вторгся в Индию. Но ему пришлось горько раскаяться в своих опрометчивых действиях, Чандрагупта нанес ему жестокое поражение, и Селевку пришлось уйти обратно, а еще уступить Гандхару, или Афганистан, вплоть до Кабула и Герата, и выдать свою дочь за Чандрагупту. Теперь империя Чандрагупты занимала всю Северную Индию и часть Афганистана, простираясь от Кабула до Бенгалии и от Аравийского моря до Бенгальского залива. Только Южная Индия была ему не подвластна. Паталипутра была столицей этой великой империи.
        Селевк направил в Индию в качестве посла Мегасфена, который должен был представлять его при дворе Чандрагупты. Мегасфен оставил интересные записки об этом времени. Но мы располагаем еще более интересным источником, в котором во всех подробностях описывается управление при Чандрагупте: Артхашастрой, написанной Каутильей. Каутилья — это не кто иной, как нам знакомый Чанакья, или Вишнугупта, а Артхашастра означает наука о полезном. Эта книга касается необозримого множества предметов, и в ней рассматриваются обязанности царя, его министров и советников, заседания совета, различные правительственные ведомства, торговля и коммерция, управление городов и деревень, законы и судопроизводство, социальные обычаи, права женщин, содержание престарелых и беспомощных инвалидов, бракосочетание и развод, налогообложение, армия и флот, вопросы войны и мира, дипломатия, земледелие, прядение и ткачество, положение ремесленников, паспорта и даже тюрьмы!
        Царь, получая царскую власть из рук народа, должен был во время коронации поклясться служить народу. Он должен был сказать: «Пусть я буду лишен неба, и жизни, и потомков, если буду вас притеснять». Царь всегда должен быть готов заняться срочным делом, ибо исполнение общественных обязанностей нельзя откладывать, пока царю заблагорассудится к ним приступить. Если царь деятелен, то и его подданные будут также деятельны. Его счастье заключается в счастье его поданных, в их благосостоянии, не то, что нравится ему самому, обязан он почитать благом, а должен считать благом то, что нравится его подданным. Не было ни божественного права монархов, ни самодержавной власти. И если царь поступал дурно, народ имел право отстранить его и избрать другого.
        В Артхашастре особенно подчеркивается также древнее установление, согласно которому арии ни при каких обстоятельствах не могут быть обращены в рабство. По-видимому, в стране были какие-то категории рабов, либо ввозившиеся из других стран, либо принадлежавшие к коренному населению страны, но в отношении ариев были приняты меры, чтобы ни в коем случае не допускать их обращения в рабство.
        Столицей империи Маурьев была Паталипутра. Это был величественный город, протянувшийся на девять миль вдоль берега Ганга. Одних только главных ворот было шестьдесят четыре, не считая сотен малых ворот.
        В стране, от столицы до тысяч крупных и мелких городов и деревень кипела жизнь. Большие дороги связывали различные части империи. Главная царская дорога, раджапаттра, пролегала через Паталипутру и вела к северо-западной границе. Было множество каналов, и существовало специальное ведомство орошения для наблюдения за их состоянием; существовало также ведомство судоходства, распоряжавшееся гаванями, переправами, мостами и множеством судов и лодок, совершавших регулярные рейсы между различными пунктами. Корабли совершали также морские плавания в Бирму и Китай. Чандрагупта властвовал в этой империи двадцать четыре года.

        Ашока — любимец богов. Сейчас речь пойдет о человеке, который, хотя и был царем и императором, но был и воистину разносторонне великим и достойным восхищения. Это Ашока, внук Чандрагупты Маурьи. Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, их светлостей, королевских высочеств и тому подобных, имя Ашоки светит почти как одинокая звезда. Повсюду, от Волги до Японии, его имя окружено почетом. Китай, Тибет и даже Индия, хотя она и отошла от его учения, хранят предания о его величии. Людей, бережно хранящих память о нем, больше, чем тех, которые хотя бы понаслышке знают о Константине или Карле Великом.
        Чандрагупта умер почти за триста лет до начала христианской эры. Ему наследовал его сын Биндусара, чье, по всей видимости, спокойное правление продолжалось двадцать пять лет. Он поддерживал контакты с греческим миром, к его двору прибывали послы от Птолемея из Египта и Антиоха, сына Селевка, из Западной Азии. При нем велась торговля с внешним миром. Известно, что египтяне красили свои ткани краской индиго, которую получали из Индии (и само название краски происходит от того же корня). Известно также, что они заворачивали свои мумии в индийский муслин. Остатки древностей, найденные в Бихаре, свидетельствуют, что некоторые сорта стекла производились в Индии еще до периода Маурьев.
        Ашока стал преемником Биндусары в 268 г. до н.э. Он унаследовал огромную империю, охватывавшую всю Северную и Центральную Индию и простиравшуюся до границ Средней Азии. Желая, вероятно, включить в состав своей империи юго-восток и юг Индии, он в девятый год своего правления предпринял завоевание Калинги, которая была расположена на восточном побережье Индии, между реками Маханади, Годавари и Кистна. Народ Калинги сражался храбро, но, в конце концов, был покорен после страшного кровопролития.
        Эта война и кровопролитие так глубоко подействовали на Ашоку, что он проникся отвращением к войнам и их последствиям. С этого времени он полностью отвергает войну. Почти вся Индия, за исключением небольшой оконечности полуострова на юге, была под его властью, ему было довольно легко завершить ее завоевание, завладев этим кусочком. Он был единственным в Истории монархом-воителем, который отказался от дальнейших завоеваний тогда, когда еще одерживал победы.
        К счастью для нас, сохранились свидетельства самого Ашоки о том, что он думал и что делал. Многочисленные эдикты, высеченные на камне и металле, сохранили для нас его послания к своему народу и к грядущим поколениям. В эдиктах Ашока рассказывает о своем раскаянии и отвращении к кровопролитию, которое влекут за собой войны. Единственной подлинной победой, говорит он, является победа над самим собой и завоевание людских сердец с помощью дхармы.
        Ашока стал ревностным буддистом и делал все возможное для распространения дхармы, пытаясь обратить людей, только покоряя их сердца. Ашока, любимец богов — дэванамприя, как именуется он в эдиктах, направлял своих вестников и послов на Запад, в государства Азии, Европы, Африки. На Цейлон он послал своего родного брата Махендру и сестру Сангамитру, и они, по преданию, взяли с собой ветвь священного дерева пипал из Гайи.
        В Индии буддизм распространился быстро. А поскольку дхарма для Ашоки означала не простое повторение пустых молитв и совершение пуджей и церемоний, но совершение добрых дел и возвышение общества, то вся страна покрылась общественными садами и больницами, колодцами и дорогами. Специальные меры были приняты для образования женщин. Четыре больших университетских города — Такшашила, или Таксила, на севере, близ Пешавара, Удджайн в Центральной Индии и Наланда, близ Шатны в Бихаре, — привлекали студентов не только Индии, но и из дальних стран от Китая до Западной Азии. Эти студенты, возвращаясь домой, несли с собой весть об учении Будды. Большие монастыри выросли по всей стране. Они получили название вихара. Очевидно, вокруг Паталипутры, или Патны, их было так много, что вся провинция стала именоваться Вихара, или, как ее называют теперь, Бихар.
        Свою страстную защиту жизни Ашока распространил также и на животных. Были построены лечебницы, специально предназначенные для них, жертвоприношение животных было запрещено. Пример Ашоки и распространение буддизма привели к популярности вегетарианства. До этого времени кшатрии и брахманы в Индии обычно ели мясо, пили вино и другие алкогольные напитки.
        Так правил Ашока в течение тридцати восьми лет. В любое время и в любом месте, — говорит он, — все равно, сижу ли я за обедом или нахожусь на женской половине, в моей опочивальне, или в кабинете, в моей колеснице или в дворцовом саду, должностные лица должны постоянно сообщать мне о делах народных.
Ашока умер в 226 г. до н.э. Незадолго до смерти он стал буддийским монахом.
        До нас мало дошло остатков древности от времени Маурьев. В Сарнатхе, близ Бенареса, можно увидеть прекрасную колонну Ашоки, увенчанную львами. От великого города Паталипутры, который был столицей Ашоки, не осталось и следа. Через шестьсот лет после Ашоки китайский путешественник Фа Сянь посетил эти места. Город в то время был богат и процветал. Но уже тогда от каменного дворца Ашоки оставались одни развалины. Однако даже эти руины произвели глубокое впечатление на Фа Сяня, писавшего в книге о своем путешествии, что дворец не похож на творение человеческих рук.
        Закончим этот раздел небольшой выдержкой из одного из эдиктов Ашоки: «Все секты достойны почитания по той или иной причине. Поступая сообразно с этим, человек возвеличивает свою собственную секту и в то же время оказывает услугу сектам других людей».

        Северная Индия и кочевники. Империя Маурьев просуществовала недолго после смерти Ашоки. Она распалась в течение нескольких лет. От нее отделились северные провинции, а на юге возникла новая держава — держава Андхра. Потомки Ашоки продолжали править угасавшей империей на протяжении почти пятидесяти лет, пока не были отстранены силой своим собственным главнокомандующим, брахманом по имени Пушьямытра. Этот человек провозгласил себя царем, и при его правлении началось возрождение брахманизма. Брахманизму удалось в конечном итоге почти полностью вытеснить буддизм из родины, путем его частичной ассимиляции и поглощения: брахманизм попытался найти место для буддизма внутри собственной организации.
        Тем временем на севере происходили постоянные вторжения центральноазиатских племен — бактрийцев, саков, скифов, тюрок и кушанов. Эти кочевники смотрели на Индию не только как на враждебную страну. Большинство их были ревностными буддистами и относились к Индии с уважением, как к стране, где зародилась дхарма. Даже в правление Пушьямитры с северо-запада вторгся Менандр, властитель Бактрии, который был благочестивым буддистом. Позднее началось вторжение саков, они были многочисленны и распространились по всей Северной и Западной Индии. Саки наводнили Бактрию и Парфию и постепенно осели в Северной Индии, точнее, в Пенджабе, Раджпутане и Катхиаваре. Индия цивилизовала их, и они отказались от своих кочевых привычек.
        Саки, скифы и другие народы, вторгавшиеся в Индию и оседавших на севере страны, стали частью индийского народа, и нынешние жители Северной Индии являются в такой же мере их потомками, как и потомками ариев. От них ведут свое происхождение в особенности красивые раджпуты и смелый народ Катхиавара.
        Интересно отметить, что на индоарийском обществе пребывание у власти этих бактрийских и тюркских правителей почти не отразилось. Будучи буддистами, эти правители были приверженцами буддийской церковной организации, которая сама строилась на той же основе, что и древние индоарийские сельские общины. Так что Индия и под властью этих правителей продолжала оставаться совокупностью самоуправляющихся сельских республик, подчиненных центральной власти. Такшашила и Матже продолжали оставаться в этот период крупнейшими центрами буддийского образования, привлекая буддистов из Китая и Западной Азии.
        Любопытно и удивительно сравнивать Индию с другими странами в смысле их отношения к различным религиям. В большинстве стран, особенно в Европе, мы встречаем в прошлом нетерпимость и преследование тех, кто не исповедует официальную религию. Почти повсюду царило принуждение и кровопролитие. Но в Индии в старину почти всегда проявляли полную веротерпимость, да и мягкое многовековое вытеснение индуизмом буддизма несопоставимо с ожесточенными конфликтами религиозных сект на Западе. На протяжении многих сотен лет после прихода ислама мусульмане в Индии повсюду жили в полном мире со своими соседями. Когда мусульмане прибывали в качестве торговцев, их принимали дружелюбно и поощряли к тому, чтобы они селились в стране. Индия гостеприимно встретила зороастрийцев, точно так же как она за несколько столетий до этого, в первом веке до нашей эры, дала приют многим иудеям, бежавшим из Рима от преследований.

        Южная Индия затмевает Северную. Тем не менее, повторные вторжения с северо-запада и постепенное разложение государственной организации Мурьев имели еще одно следствие: в государствах Южной Индии древняя индоарийская система сохранилась лучше, и центр индоарийского могущества переместился на юг.
        Южная Индия сослужила хорошую службу, сохранив на тысячу лет и более индоарийские традиции не только в религии, но и в искусстве, и в политике. Когда Магадха пришла в упадок, то не только ученые, но и художники, строители, ремесленники и мастеровые отправились на юг. Южная Индия вела значительную торговлю с Европой. Жемчуг, слоновую кость, золото, рис, перец, павлинов и даже обезьян отправляли в Вавилон, Египет и Грецию, а позднее в Рим. Еще раньше в Халдею и Вавилонию отправляли тиковое дерево с Малабарского побережья. И большая часть этой торговли поддерживалась индийскими судами, экипажи которых состояли преимущественно из дравидов. Существовали александрийские колонии на Малабарском побережье и индийские колонии в Александрии.
        Вскоре после смерти Ашоки государство Андхра на юге стало независимыми и начало быстро расширять свои владения, пока они не охватили весь Декан от моря и до моря.
        Южная Индия основывает колонии. Представим себе очертания Индии, лежащей между Гималаями и двумя морями. Север ее далеко от моря. Главную заботу Северной Индии составляла сухопутная граница, через которую приходили завоеватели. Но на востоке, западе и юге простирается огромное побережье, и Индия сужается до тех пор, пока восток не встречается с западом у Канниякумари, или мыса Коморин. Все, кто жил поблизости от моря, с древнейших времен были мореплавателями и судостроителями. Люди пересекали моря ради торговли и, может быть, приключений. Как полагают, Виджая отправился из Индии и покорил Цейлон приблизительно во времена Будды.
        Затем Южная Индия приступила к великому предприятию, которое привело к основанию индийских колоний на всех восточных островах. Эти экспедиции с целью колонизации начались в первом веке нашей эры и продолжались много столетий. Индийцы достигли полуострова Малакки, Явы, Суматры, Камбоджи, Борнео и обосновались повсюду, принеся с собой культуру и искусство. В Бирме, Сиаме и Индокитае существовали большие индийские колонии. Даже многие названия, которые они давали своим городам и поселениям, были заимствованы в Индии — Айодхья, Хастинапур, Таксила, Гандхара.
        Господство Индии на внешних рынках. На протяжении всего периода древней истории индийская торговля одинаково процветала как на западе, в Европе и Западной Азии, так и на востоке — до самого Китая. Причина заключалась не только в том, что индийцы в то время были хорошими моряками и торговцами, и не только в том, что они были искусными в ремеслах, сколь бы велико ни было их мастерство. Немаловажными причинами было передовое развитие химии, красителей и искусство закалки стали.

        Империя Гуптов. Пока люди из Южной Индии плавали за море, Кушанская империя утратила свою силу и величие, и на севере происходило странное брожение. Весь север был разделен на мелкие государства, часто находившиеся под властью потомков либо саков, либо скифов, либо тюрок. Сами кушаны в значительной степени следовали индоарийским традициям. Именно благодаря этому они смогли столь долго удерживаться в правлении страной. Они старались вести себя как индоарии и хотели, чтобы народ забыл о том, что они являются чужеземцами. И им это в известной степени удалось, но не полностью, так как индийцы, в особенности кшатрии, очень ревниво относились к тому, что ими управляют чужеземцы. Их раздражала чужая власть, брожение нарастало, и народ начинал волноваться. В конце концов эти недовольные обрели способного вождя и под его знаменем начали священную войну за освобождение Арьяварты.
        Этого вождя звали Чандрагуптой, и он не имел ничего общего с династией Маурьев. Около 308 г., когда он стал мелким раджей в Паталипутре, потомки Ашоки давно уже канули в вечность. Чандрагупта был человеком честолюбивым и способным. Он намеревался склонить на свою сторону других вождей ариев на севере и образовать совместно с ними своего рода федерацию. Чандрагупта женился на Кумарадэви из знаменитого и могущественного клана Личчхавов и тем самым обеспечил себе его поддержку. Тщательно подготовив почву, Чандрагупта объявил священную войну всем чужеземным правителям в Индии. Эта война была в интересах кшатриев и аристократии ариев, лишившихся власти и положения из-за чужеземцев. После борьбы, продолжавшейся десять с лишним лет, Чандрагупте удалось подчинить себе часть Северной Индии. Затем он короновался, провозгласив себя царем царей. Так было положено начало известной династии Гуптов.
        Ее правление продолжалось около двухсот лет, пока не было поколеблено приходом гуннов. Это был период достаточно агрессивного индуизма и национализма. Власть чужеземных правителей — тюрок, парфян и прочих неарийцев — была искоренена. Аристократ индоарий гордился своей расой и смотрел свысока на этих варваров или млеччха. С побежденными индоарийскими государствами и их правителями обходились довольно мягко, но к неарийцам не было снисхождения.
        Чандрагупта был современником Константина Великого, ко временам же поздних Гуптов Римская империя уже разделилась на Восточную и Западную. Сын же Чандрагупты Самудрагупта был даже еще более агрессивным завоевателем, чем его отец. Он был великим полководцем и, став императором, вел победоносные войны по всей стране, даже на юге. Он расширял пределы империи Гуптов, пока она не охватила большую часть Индии. Но на юге его сюзеренитет был лишь номинальным, на севере же кушаны были оттеснены за реку Инд. О Самудрагупте говорят как об индийском Наполеоне, однако при всем его честолюбии его никогда не интересовали завоевания за пределами Индии.
        Сын Самудрагупты Чандрагупта-II также был воинственным монархом, он покорил Катхиавар и Гуджарат, которые длительное время находились под властью сакской или тюркской династии. Он принял имя Викрамадитья, но это имя, подобно имени Цезаря, стало титулом многих правителей и поэтому довольно часто ведет к путанице. Огромная стальная колонна недалеко от минарета Кутб-Минар в Дели была воздвигнута Викрамадитьей как своего рода триумфальная колонна. Это прекрасный памятник, на вершине колонны цветок лотоса — символ империи.
        Период Гуптов отмечен возрождением арийской культуры и санскритского образования. Эллинистические и среднеазиатские элементы в быту и культуре Индии вытеснялись благодаря особому покровительству, которое оказывалось индоарийским традициям. Санскрит был официальным языком при дворе. Но даже и в те времена санскрит не был общенародным языком. Разговорным языком была одна из форм пракрита, весьма близкая к санскриту. Однако санскрит был в достаточной мере живым языком — поэзия и драма на санскрите, так же как индоарийское искусство, переживали пору большого расцвета. В истории санскритской литературы этот период, возможно, является наиболее богатым после великого времени, которое породило Веды и эпические поэмы. Калидаса, этот удивительный поэт, жил в то время. Говорят, Викрамадитья имел блестящий двор, при котором собрал самых великих писателей и художников своего времени.
        Самудрагупта перенес столицу своей империи из Паталипутры в Айодхью. Возможно, что Айодхья, связанная со сказанием о Рамачандре, увековеченном в эпической поэме Вальмики, представлялась более подходящим местом при его агрессивной индоарийской позиции.
        Период возрождения арийских традиций и индуизма при Гуптах, естественно, не отличался благоприятным отношением к буддизму. Но буддийские монастыри продолжали функционировать и по-прежнему являлись великими центрами образования. Гупты поддерживали дружественные отношения с правителями Цейлона, где буддизм процветал. Мегхаварна, царь Цейлона, посылал драгоценные подарки Самудрагупте и основал монастырь в Гайе для сингальских ученых.
        Чандрагупта-II, или Викрамадитья, правил около двадцати трех лет. После него к власти пришел его сын Кумарагупта, чье правление длилось долго — сорок лет. Следующим был Скандагупта, который взошел на престол в 453 г. Ему пришлось бороться с новым бедствием, которое, в конце концов, сломило великую империю Гуптов.

        Приход гуннов. Гунны были новым бедствием, обрушившимся на Индию из-за гор на северо-западе. Скандагупте, пятому правителю из династии Гуптов, пришлось отражать их вторжение. Он нанес гуннам поражение и отбросил их обратно, но спустя двенадцать лет они вернулись. Постепенно они распространились по Гандхаре и в большой части Северной Индии. Они подвергали пыткам буддистов и совершали всевозможные жестокости.
        Против гуннов велась непрерывная война, но Гупты были не в силах изгнать их. Новая волна гуннов захлестнула Центральную Индию, и их вождь Торамана утвердился в качестве царя. Его сын Михиракула отличался еще более дикой свирепостью и коварной жестокостью. Калхана рассказывает в своей истории Кашмира — Раджатарангини, что одним из излюбленных развлечений Михиракулы было сбрасывать слонов на дно глубоких пропастей. Его зверства, в конце концов, всколыхнули Арьяварту, и арии под главенством Баладитьи из династии Гуптов и Яшодхармана, одного из правителей Центральной Индии, нанесли поражение гуннам и захватили в плен Михиракулу. Но в отличие от гуннов Баладитья был по-рыцарски благороден: он отпустил Михиракулу и велел ему покинуть страну. Михиракула укрылся в Кашмире и впоследствии предательски напал на Баладитью, поступившего с ним столь великодушно.
        Вскоре, однако, могущество гуннов в Индии начало слабеть. Но многие потомки гуннов остались в Индии и постепенно смешались с арийским населением. Вполне возможно, что у некоторых раджпутских кланов в Центральной Индии и Раджпутане имеется примесь крови белых гуннов.
        Гунны правили в Северной Индии меньше пятидесяти лет. Затем они стали мирными поселенцами. Но войны с гуннами и жестокость последних произвели сильное впечатление на индоариев. Образ жизни и методы управления гуннов сильно отличались от арийских. Арии в значительной мере оставались свободолюбивым племенем. Даже их цари должны были склоняться перед волей народа, и их сельские собрания обладали большой властью. Но приход гуннов, их расселение и смешение с индийским народом повлекли за собой изменение и ослабление арийских норм жизни.
        Баладитья, последний из великих Гуптов, умер в 530 г. Интересно, что этот типично индуистский правитель чувствовал сильное влечение к буддизму, и его гуру был буддийским монахом, однако в общем с периодом правления Гуптов связано возрождение культа Кришны.
        После двухсотлетнего правления Гуптов мы снова наблюдаем возникновение на севере множества государств, независимых от какой-либо центральной власти. Однако на юге Индии в это время откладывается крупное государство. Правитель по имени Пулакешин, притязавший на происхождение от Рамачандры, основал на юге империю, известную как империя Чалукьев. Население юга этой империи было тесно связано с индийскими колониями на восточных островах и между ними велась постоянная торговля. Индийские суда часто возили товары в Персию, а царство Чалукьев обменивалось посольствами с Сасанидами в Персии, включая ее великого правителя Хосро.

         Царство Харщавардханы. Недалеко от Канпура находится небольшой город Канаудж, который тогда был великой столицей, славившейся своими поэтами, художниками и философами, а Канпур еще не появился на свет, и прошло еще много столетий, прежде чем это случилось. Гунны убили раджу Канауджа и взяли в плен его супругу Раджашри. Вслед за тем брат Раджашри, Раджавардхана, отправился сражаться с гуннами, чтобы спасти свою сестру. Он нанес им поражение, но был предательским образом убит. Тогда на поиски сестры отправился младший брат, Харшавардхана. Бедной женщине удалось бежать в горы, но, придя в отчаяние от страданий, она решила покончить с собой. И в то мгновение, когда она была уже готова совершить сати (самосожжение), подоспел Харша и спас ее.
        После этого Харша решил наказать мелкого раджу, предательски убившего его брата. Он не только сделал это, но и сумел завоевать всю Северную Индию, от моря до моря и до гор Виндхья на юге. За этими горами лежала империя Чалукьев, которая остановила его. Харшавардхана сделал Канаудж своей столицей. Будучи сам поэтом и драматургом, он окружил себя целым сонмом поэтов и художников, и Канаудж стал знаменитым городом. Харша был ревностным буддистом и последним великим буддийским государем в Индии.
        Харшавардхана умер в 648 г. и с его смертью политический распад Северной Индии стал более очевидным. Этот процесс уже шел в течение некоторого времени, а конфликт между индуизмом и буддизмом способствовал его развитию. Во время правления Харши внешне все выглядело прекрасно, но это было лишь некоторое время. После него на севере возник ряд мелких государств, иногда они переживали кратковременный период славы, иногда были заняты взаимными раздорами. Любопытно, что даже на протяжении этих трехсот лет после Харши искусство и литература процветали, и было воздвигнуто много прекрасных общественных сооружений. В это время жил ряд знаменитых представителей литературы на санскрите, таких, как Бхавабхути и Раджасекхара, и многие властители, не игравшие важной политической роли, прославились благодаря развитию искусства и науки в их правление. Один из таких правителей — раджа Бходжа — сделался почти легендарным типом образцового царя, и даже сегодня люди упоминают о нем именно в этом смысле.
        Но, несмотря на эти светлые пятна, север клонился к упадку. Южная Индия снова выходила вперед и затмевала Северную.

        Вторжение арабов. Еще до смерти Харши на северо-западных границах Индии, в Белуджистане, появилось небольшое облако, предвещавшее, однако, сильную бурю, которая разразилась над Западной Азией, Северной Африкой и Южной Европой. В Аравии появился новый пророк, и имя его было Мухаммед. Воодушевленные новой верой, полные уверенности в своих силах, арабы устремились вперед, пересекая целые континенты и покоряя всех на своем пути. Это был поразительный подвиг, и мы должны будем внимательно изучить эту новую силу, которая явилась в мир и так сильно изменила его.
        Арабы-мусульмане дошли до Белуджистана в правление Харши, вскоре после этого они завладели Синдом. Но там они и остановились, и в течение последующих трехсот лет больше не было мусульманских вторжений в Индию. А когда такие вторжения возобновились, то предприняли их уже не арабы, а племена Центральной Азии, обращенные в ислам.
        Арабы довольно скоро дошли до границ Индии, еще при жизни Харши. Они на какое-то время остановились, а затем овладели Синдом. В 710 г. семнадцатилетний юноша Мухаммад-ибн-Касим во главе арабской армии завоевал долину Инда до Мултана в Восточном Пенджабе. На этом арабское завоевание Индии приостановилось. Возможно, если бы арабы приложили достаточно усилий, они могли бы продвинуться дальше. Это было бы не трудно, поскольку Северная Индия была слаба. Но хотя между этими арабами и соседними правителями происходило немало столкновений, организованных попыток завоевания Индии не предпринималось. Таким образом, в политическом отношении завоевание Синда не имело важного значения. Завоевание Индии мусульманами произошло несколько столетий спустя. Но контакты арабов с народами Индии оказались весьма плодотворными для культуры.
        Арабы поддерживали дружеские отношения с индийскими правителями на юге, особенно с Раштракутами. Многие арабы расселились вдоль западного побережья Индии и построили в своих поселениях мечети. Арабские путешественники и купцы посещали различные части Индии. Множество арабских студентов прибывало в северный университет в Такшашиле, или Таксиле, который особенно славился в области медицины. Во времена Харун-ар-Рашида индийскую науку высоко ценили в Багдаде, врачи из Индии прибывали туда для организации больниц и медицинских школ. Многие книги по математике и астрономии были переведены с санскрита на арабский язык.
        Таким образом, арабы многое позаимствовали у древней индоарийской культуры. Они многое получили также от арийской культуры Персии, кое-что взяли и у греческой. Арабы были почти новой расой, в расцвете сил, они использовали все древние культуры, окружавшие их, и многому научились у них. На этой основе они создали нечто принадлежащее только им — арабскую, мавританскую культуру. Жизнь их культуры в сравнении с другими была короткой, но это была блестящая жизнь, горевшая ярким светом на темном фоне средневековой Европы.
        Странно, что в то время, как арабы извлекали пользу из контактов с индоарийской, персидской и греческой культурами, индийцы, персы и греки получили мало пользы от контактов с арабами. Возможно, это объясняется тем фактом, что арабы были молоды, полны энергии и энтузиазма, в то время как все другие были старыми расами, которые шли проторенными путями и не слишком стремились к переменам. Любопытно, что старость, видимо, сказывается на народе или расе так же, как на отдельной личности — она делает их менее подвижными, лишает гибкости ум и тело, превращает в консерваторов, которые страшатся перемен.
        Царство Чалукьев. В это время в западной и центральной части Южной Индии находилось царство Чалукьев, занимавшее, в основном, территорию Махараштры со столицей в Бадами. Китайский путешественник Сюань Цзан хвалит жителей Махараштры, высоко отзываясь об их храбрости. Они воинственны и горды духом, благодарны за добро и мстительны, когда им причиняют обиды. Чалукьям приходилось сдерживать Харшу на севере, Паллавов на юге, Калингу (Ориссу) на востоке. Их могущество росло, владения их простирались от моря до моря, но впоследствии они были вытеснены династией Раштракутов.
        Таким образом, большие империи и царства процветали на юге, иногда между ними сохранялось равновесие, иногда одно из них разрасталось, затмевая остальные. Под властью царей династии Пандьев Мадура превратилась в крупный центр культуры, привлекавший писателей и поэтов, писавших на тамильском языке. Большинство тамильских классиков творили в начале нашей эры. Династия Паллавов, чьей столицей была Канчипура — современный Кондживерам, также познала дни своей славы. В основном благодаря ее усилиям была осуществлена колонизация малайских стран.

        Империя Чолов. Позднее выросло могущество империи Чолов, которая господствовала на юге в середине девятого века. Это была морская держава, обладавшая большим флотом, который бороздил воды Бенгальского залива и Аравийского моря. Ее главным портом был Кавирипаддинам в устье реки Кавери. Первым великим правителем этой династии был Виджаялая. Династия расширяла свои владения на севере до тех пор, пока Раштракуты не нанесли ей неожиданного поражения, но под властью Раджараджи, который восстановил утраченные позиции Чолов, империя вскоре оправилась.
        Это было к концу десятого столетия, приблизительно в то время, когда имели место мусульманские вторжения в Северную Индию. Раджараджу, конечно, мало трогало то, что происходило на далеком севере, и он продолжал свои имперские предприятия. Он покорил Цейлон — Чолы правили там на протяжении семидесяти лет. Его сын Раджендра был также воинственным и агрессивным. Он завоевал южную часть Бирмы, использовав в сражениях боевых слонов, которых доставил на кораблях. Раджендра двинулся также на Северную Индию и нанес поражение государю Бенгалии. Империя Чолов достигла обширных размеров, она была крупнейшей со времени Гуптов. Но она просуществовала недолго. Раджендра был великим воителем, но слишком жестоким — он ничего не сделал, чтобы расположить в свою пользу завоеванные им государства. Он правил с 1013 по 1044 г. и после его смерти империя Чолов распалась, так как многие государства, платившие ей дань, восстали против нее.
        Помимо успешных войн государство Чолов издревле славилось своей морской торговлей. Большим спросом пользовались хлопчатобумажные изделия страны, в ее порту Кавирипаддинаме царило оживление, сюда прибывали и отсюда отправлялись в дальние страны суда, груженые товарами, там же существовала и колония яванов, или греков.
        Но более важна, чем рассказы о царях и их завоеваниях, летопись культуры и искусства того времени. На юге Индии сохранилось гораздо больше памятников искусства, чем на севере. На севере большинство монументов, зданий и скульптур было разрушено во время войн и вторжений мусульман. На юге они уцелели даже тогда, когда пришли мусульмане, которые были полны религиозного рвения и хотели уничтожить идолов.
        От этого периода сохранился прекрасный храм в Танджуре, построенный правителем из династии Чолов — Раджараджей. Есть также красивые храмы в Бадами и в Кондживераме. Но самый удивительный из храмов того времени — это Кайласа в Эллоре, чудо, высеченное в твердой скале. Его строительство было начато во второй половине восьмого века. Сохранились также прекрасные скульптурные изображения, выполненные в бронзе, особенно знаменитый Натараджа — Шива, исполняющий танец жизни.

        Миссия Шанкарачарьи. Но кроме царей и династий, которые, пережив краткий век своей славы, затем сходили со сцены и бывали преданы забвению, в Южной Индии появился замечательный человек, и ему предстояло сыграть в жизни Индии более существенную роль, чем всем царям и императорам вместе взятым. Этот молодой человек был известен под именем Шанкарачарьи. Он родился в конце восьмого века и был исключительно одаренной личностью. Он задался целью возродить индуизм, вернее, особый интеллектуальный вид индуизма, называемый шиваизмом — культом Шивы, имевшим особенно сильное распространение на юге. На севере же Индии во времена Гуптов имело место большее возрождение вишнуизма и культа Кришны. Храмы этих двух ветвей индуизма существенно отличаются друг от друга.
        Шанкарачарья боролся против буддизма, опровергая его силой своего ума и своих аргументов. Учредив орден санияси, подобно буддийской сангхе открытый для всех каст, он основал четыре центра этого ордена в разных концах Индии, на севере, западе, юге и востоке. Шанкарачарья путешествовал по всей Индии и повсюду, куда бы он ни приходил, добивался триумфа. И в Бенарес он пришел как победитель, но победил он силой своего ума и аргументов. Под конец Шанкарачарья отправился в Кедарнатх, в Гималаях, где начинаются вечные снега, и там умер. Ему было тогда всего тридцать два года или, возможно, немногим больше.
        Шанкарачарья достиг выдающихся результатов. Буддизм, прежде оттесненный из северной части страны на юг, теперь полностью исчезает из Индии. По всей Индии происходило брожение умов, вызванное книгами, комментариями и аргументами Шанкары. Он не только сделался великим вождем класса брахманов, но и завладел воображением масс. Явление необычайно редкое, когда человек становится великим вождем благодаря силе своего ума, когда влияние такой личности распространяется на миллионы людей, и она запечатлевает себя в истории.
        Трудно добиться многого, если апеллируешь только к разуму и интеллекту, к рассудку. Призыв Шанкарачарьи не был простым повторением какой-либо догмы, содержавшейся в древних книгах. Интересен его интеллектуальный подход к религиозным проблемам и в еще большей степени — успех, которого он достиг вопреки этому.
        Еще один факт, который подтвердила краткая, но насыщенная деятельностью жизнь Шанкары, — это культурное единство Индии. В географическом отношении Индия представляет собой более или менее единое целое. Политически Индия часто бывала раздробленной, хотя временами, как мы видели, она почти целиком подчинялась единой центральной власти. Но с самого начала она была едина в культурном отношении, у нее были общая основа, общие традиции и общие религии, одни и те же герои и героини, единая древняя мифология, единый литературный язык (санскрит), общие места отправления культа, рассеянные по всей стране, одинаковые сельские панчаяты, одна и та же идеология и государственное устройство. Для рядового индийца вся Индия была своего рода пунья бхуми — святой землей, а весь остальной мир был в основном населен млеччха (варварами).
        Таким образом, сложилось сознание общности Индии, которое восторжествовало над политической раздробленностью страны и отчасти игнорировало его. Этому особенно способствовало то обстоятельство, что сельская система управления — панчаяты — продолжала сохраняться, что бы ни происходило наверху. То, что Шанкара основал свои матхи — центры ордена саньяси — в четырех концах Индии, показывает, что он рассматривал Индию с ее культурой как единое целое. Большой успех его агитации во всей стране, достигнутый в столь короткий срок, также свидетельствует о том, как быстро распространялись интеллектуальные течения по всей Индии, из одного ее конца в другой.

        Океанические империи. Теперь предпримем визит в Дальнюю Индию — в колонии и поселения выходцев из Южной Индии в малайских странах и в Индокитае. Эти поселения возникли не сами по себе. Необходимы были частые морские путешествия и прочное господство на море, чтобы сделать возможной такую подготовленную исподволь, проводимую одновременно в нескольких странах колонизацию. Эти колонии возникли в первом и втором веках нашей эры. Это были колонии индуистов, носившие южноиндийские названия. Спустя несколько столетий начал распространяться буддизм, и он постепенно полностью вытеснил индуизм из малайских стан.
        Направимся сперва в Индокитай. Самая древняя колония называлась Чампа, она находилась в Аннаме (северный Вьетнам). Там в третьем веке мы наблюдаем возникновение города Пандурангам. Спустя два века расцвел великий город Камбоджа. В нем было множество больших зданий и великолепных каменных храмов. Архитекторов и строителей привозили из Индии, и они здесь продолжали развивать традиции индийской архитектуры. Между различными государствами и различными островами было довольно сильное соперничество в строительстве, в результате соревнования создавались высокие образцы архитектуры.
Жители этих поселений были, естественно, мореплавателями, торговцами и купцами и возили свои товары морем, как на различные острова, так и на запад — в Индию, и на восток — в Китай. Различные государства в малайском мире находились поэтому под контролем торговых классов и между ними часто возникали конфликты с кровопролитными войнами.
        Ангкор Великолепный. На протяжении приблизительно трехсот лет — до восьмого века — в Индокитае существовало три различных индуистских государства. В девятом веке возвысился крупный правитель Джайяварман, который объединил все три государства и создал большую империю. Вероятно, он был буддистом. Он начал строить свою столицу в Ангкоре, а его преемник Ясоварман завершил строительство. Камбоджийская империя просуществовала около четырехсот лет. Как и положено империям, эта империя слыла блестящей и могущественной. Королевский город был известен на всем Востоке как Ангкор Великолепный. Это был город с более чем миллионным населением, больше, чем Рим при цезарях. Близ города находился замечательный храм Ангкор-Ват.
        В тринадцатом веке Камбоджа подверглась нападению с разных сторон. Аннамцы напали на востоке. Народ шан, теснимый монголами, не видя иного выхода, напал на Камбоджу с севера. Королевство было истощено непрерывной борьбой и постоянной необходимостью обороняться. Но город Ангкор по-прежнему оставался одним из самых великолепных городов Востока.
        Но внезапно Ангкор постигла ужасная катастрофа. Около 1300 г. устье реки Меконг было забито илистыми наносами. Река, встретив преграду, потекла в обратном направлении, ее воды затопили все окрестности великого города, превратив обширные пространства плодородных полей в бесполезные болота. Многолюдный город стал жертвой голода. Население не могло оставаться там дольше и начало уходить в другие места. Так Ангкор Великолепный был покинут, надвинулись джунгли и завладели городом, его чудесные здания на время стали обиталищем диких зверей, пока джунгли не обратили в прах дворцы и не стали господствовать безраздельно.
        Государство Камбоджа не могло надолго пережить эту катастрофу. Оно постепенно разрушилось и стало провинцией, находившейся под управлением то Сиама, то Аннама. Но еще и теперь руины великого храма Ангкор-Ват рассказывают нам о том времени, когда поблизости стоял город, гордый и великолепный, привлекавший к себе купцов с товарами из далеких стран и отправлявший в другие страны свои прекрасные изделия, изготовленные ремесленниками-горожанами.
        Шривиджайя. Недалеко от Индокитая, по ту сторону моря, лежит остров Суматра. Здесь Паллавы из Южной Индии также основали свои колонии в I—II вв. н.э. Колонии постепенно росли. Малаккский полуостров с очень давних пор стал частью суматранского государства, и на протяжении долгого времени судьбы Суматры и Малаккского полуострова были тесно связаны. Столицей государства был большой город Шривиджайя, расположенный во внутренней части острова, в горах Суматры, с портом в устье реки Палембанг.
        Приблизительно в V—VI вв. буддизм стал преобладающей религией на Суматре. Суматра даже возглавила активную миссионерскую деятельность в пользу буддизма и добилась обращения в буддизм большей части индуистов в малайском мире. Поэтому империю Суматры называли Буддийской империей Шривиджайя.
Шривиджайя продолжала расти, все более и более расширяясь, пока не охватила не только всю Суматру и Малакку, но также Борнео, Филиппины, Целебвс, половину Явы, половину острова Формоза, Цейлон и даже порт на юге Китая, близ Кантона. Торговля и коммерция, а также кораблестроительство были главным занятием этих индийских колоний.
        Таким образом, морская империя Шривиджайя просуществовала дольше, чем Британская. Она достигла высшей точки в своем развитии в одиннадцатом веке, приблизительно в то же время, когда империя Чолов процветала в Южной Индии, и надолго ее пережила. Между ними длительное время существовали дружественные отношения, но это были два агрессивных народа мореплавателей с сильными флотами и широкими торговыми связями. В начале одиннадцатого века между ними возник конфликт и началась война. Царь из династии Чолов Раджендра-I послал за море экспедицию, которая покорила Шривиджайю, но последняя вскоре оправилась от этого удара. И еще в течение трехсот лет она оставалась великой империей, контролировавшей торговлю и коммерцию во всем малайском мире.
        Восточная Ява. Но один небольшой островной оазис оставался непокоренным империей Шривиджайя. Это была восточная часть Явы, которая хранила верность индуизму, отказываясь принять буддизм. Восточная Ява достигла выдающихся успехов в строительном деле, особенно в строительстве храмов. Там было свыше пятисот храмов, некоторые из них причисляют к самым прекрасным и высокохудожественным образцам архитектуры каменных строений. Большинство этих великих храмов построено в период с середины седьмого до середины десятого столетий.
        С другой стороны, это индуистское государство также было торговым, и оно с завистью смотрело на Сингапур, который благодаря своему прекрасному местоположению превратился в крупный торговый центр. Таким образом, между Шривиджайей и Восточной Явой существовало соперничество, которое вылилось в ожесточенную вражду. Начиная с двенадцатого века восточное яванское государство стало постепенно расширять свою территорию за счет Шривиджайи и в 1377 г. нанесло ей окончательное поражение. Это была жестокая война, сопровождавшаяся большими разрушениями, включая оба больших города — Шривиджайя и Сингапур. Так закончила свое существование вторая из великих империй малайского мира. На ее развалинах поднялась третья империя — Маджапахит.

        Мусульмане-афганцы. Как уже отмечалось, контакты с арабами, продолжавшиеся несколько сот лет, не оказали на Индию сколько-нибудь значительного воздействия и не вызвали больших изменений. Но на протяжении этого долгого периода Индия должна была получить кое-какое представление о новой религии — об исламе. Он не вызывал в то время возражений и между индуизмом и исламом не было никаких осложнений или трений. Только в одиннадцатом столетии, когда ислам пришел в Индию в роли завоевателя, с мечом в руке, он вызвал бурную реакцию, и прежняя терпимость уступила место ненависти и вражде.
        Человеком, поднявшим меч, был Махмуд Газневи, который пришел в Индию жечь и убивать. Вокруг Газни (сейчас это небольшой город в Афганистане) в десятом веке сложилось небольшое государство. Номинально среднеазиатские государства были под властью багдадского халифа, но после смерти Харун-ар-Рашида власть халифов ослабела и наступило время, когда империя распалась на ряд независимых государств. Раб-тюрок по имени Сабуктегин основал в 975 г. государство в районе Газни и Кандахара. Он совершил также набег на Индию. В то время раджей в Лахоре был человек по имени Джайпал. Он предпринял очень рискованный поход в долину Кабула против Сабуктегина и был разбит.
        Махмуд наследовал своему отцу Сабуктегину. Он был блестящим полководцем и отличным предводителем конницы. Из года в год он совершал набеги на Индию, грабил, убивал, увозил с собой огромные сокровища и множество пленных. Всего он предпринял семнадцать набегов, и только один из них, на Кашмир, оказался неудачным. Поэтому он стал грозой для всего севера Индии. Махмуд доходил до Паталипутры, Матхуры и Самнатха. Как рассказывают, из Стханешвары он увел двести тысяч пленных и вывез огромные богатства. Но самые большие сокровища он захватил в Самнатхе: там находился один из больших храмов, где столетиями накапливались жертвоприношения. Махмуд ворвался в храм, разграбил его и перебил пятьдесят тысяч укрывающихся там жителей.
        Махмуд считается одним из великих вождей ислама, который отправился распространять ислам в Индии. Большинство мусульман восхищается им, большинство индусов — ненавидит. В действительности он едва ли был религиозным человеком. Он, конечно, был магометанином, но лишь между прочим. Прежде всего он был воином, и притом блестящим. Он явился в Индию завоевывать и грабить. Оказывается, он угрожал даже мусульманским правителям Синда и пощадил их только после того, как они подчинились ему и выплатили дань. Он угрожал смертью даже багдадскому халифу, требуя от него уступки Самарканда.
        Интересно, что Махмуд имел в своей армии отряд индусов под командованием полководца-индуса Тилака, который он взял с собой в Газни и использовал для подавления восстаний мусульман. Таким образом, он готов был убивать в Индии «идолопоклонников» с помощью мусульман, а в Средней Азии с такой же готовностью убивал мусульман с помощью «идолопоклонников». Махмуд, как и все последующие завоеватели, увел с собой множество индийских архитекторов и строителей. Тем самым влияние индийской архитектуры постепенно распространилось по всей Средней Азии.
        Махмуд умер в 1030 г. и к этому времени весь Пенджаб и Синд находились под его властью. Однако остальная часть севера Индии была восстановлена довольно быстро, а юг вовсе не был затронут; не была затронута также и Бенгалия. На протяжении последующих ста пятидесяти лет ни мусульманское завоевание, ни ислам не достигли сколько-нибудь существенных успехов в Индии.
        Исламское влияние. Приход мусульманских завоевателей в Индию вызвал сильное противодействие. С точки зрения цивилизации афганцы были достаточно отсталыми, но зато полны энергии, да и в военном плане организованы гораздо лучше. Индия слишком долго шла по проторенной дороге. Она отвыкла от изменений и прогресса и во всем придерживалась старых традиций, не делая попыток улучшить их. Поэтому, несмотря на свою храбрость и самопожертвование, Древняя Индия покорилась мусульманскому завоевателю.
        Эти мусульмане первоначально были довольно свирепыми и жестокими, поскольку пришли из суровой страны, где мягкость не слишком ценилась. К тому же они находились в завоеванной стране и были окружены врагами, готовыми в любой момент восстать. Должно быть, этот страх перед восстанием никогда не покидал их, поэтому они часто устраивали резню не из-за их религии, но в попытке сломить дух побежденных. Им был известен лишь один путь удержать вновь завоеванную страну под своей властью — путь террора. Однако Индия постепенно смягчает и цивилизует этих свирепых воинов. Они начинают чувствовать себя индийцами, а не чужеземными завоевателями. Они женятся на местных женщинах, и различие между завоевателями и завоеванными постепенно стирается.
        Ислам заставил Индию встряхнуться. Он влил в нее жизненные силы и дал импульс прогрессу общества, которое почти полностью утратило способность к дальнейшему развитию. Индийское искусство, пришедшее в упадок и захиревшее, перегруженное деталями и повторениями, на севере начинает претерпевать изменения. Развивается новое искусство, его можно назвать индо-мусульманским, полное жизни и энергии. Старые индийские мастера-строители вдохновляются новыми идеями, которые принесли мусульмане. Сама простота мусульманской веры и взглядов на жизнь повлияла на архитектуру того времени и вернула ей простоту и благородство замысла.
        Постепенно происходило обращение в ислам коренного населения страны — индусов. Процесс этот не был быстрым. Некоторые меняли религию, потому что ислам им нравился, другие поступали так из страха, а третьи — из естественного желания быть на стороне сильного. Но главная причина перехода была экономической, поскольку кто не был мусульманином, должны были платить специальный подушный налог — дясизию. Для бедняков это было тяжкое бремя. Многие готовы были сменить свою религию, лишь бы избавиться от него. Для высших классов существенное значение имели такие мотивы, как желание добиться милостей двора и занять высокие должности.

        Кровавые века. К концу двенадцатого столетия (около 1186 г.) началась новая волна вторжений с северо-запада. В Афганистане возвысился вождь Шихабад-дин Гури (Гур — небольшой городок в Афганистане), который захватил Газни и положил конец существованию империи Газневидов. Затем он завладел Лахором и двинулся на Дели. В Дели тогда царствовал Притхвирадж Чаухан. Под его водительством многие другие вожди Северной Индии нанесли завоевателю полное поражение, но ненадолго.
        В 1192 г. Шихабад-дин вернулся с крупными силами, победил и убил Притхвираджа (последний до сих пор продолжает оставаться популярным народным героем, и о нем сложено много легенд и песен).
        Мусульманские завоеватели постепенно продвигались на восток и на юг, и спустя еще полтораста лет (около 1340 г.) их власть распространялась на значительную часть юга страны. Затем их владения на юге стали сокращаться. Возникли новые государства, некоторые из них были мусульманскими, другие — индуистскими, подобно империи Виджаянагар. И только с приходом великого Акбара в середине шестнадцатого столетия ислам снова распространился почти по всей Индии.
        После Шихаб-ад-дина в Дели сменился ряд султанов, которых называли царями-рабами (по их происхождению). В правление Илтутмыша (1211—1236 гг.) над границами Индии в долине Инда нависли необъятные орды монголы Чингисхана, преследовавшие своих врагов. Но монголы внезапно развернулись и ушли, и Индия избежала их нашествия. Однако, спустя двести лет наводящий ужас хромоногий уродец Тимур, тюрк по крови, но объявивший себя потомком Чингиса, пришел из Самарканда в Индию, чтобы с дьявольской и бессмысленной жестокостью жечь, убивать, разрушать, замуровывать тысячами живых и складывать пирамиды из человеческих голов.
        Власть царей-рабов прекратилась в 1290 г. Вскоре после этого к власти пришел Ала-ад-дин Хилджи, убив своего дядю и тестя. Он умертвил всех знатных мусульман, которых подозревал в неверности и повелел также убить каждого монгола на подвластных ему территориях, чтобы не осталось на земле в живых ни одного, принадлежащего к этому племени, а число таковых составило около тридцати тысяч человек.
        В конце концов, султаном Дели стал Мохаммад-бин-Туглак. Несмотря на свою ученость (превосходное владение как персидским, так и арабским языками, знания философии и логики, математики и медицины), он был чудовищно жесток и, видимо, совершенно безумен. Взойдя на трон, убив собственного отца, он носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая. Но его самым знаменитым подвигом было решение разрушить Дели, его собственную столицу, потому что некоторые жители города осмелились критиковать его политику в подметных письмах. За три дня город превратился в безжизненную тень. Спустя два года Мохаммад-бин-Туглак попытался вновь заселить Дели. Но это ему не удалось.

---------------
        Мы дошли до конца длинной и славной начальной главы в истории Индии и незаметно перешли на следующую. Трудно, а часто и просто неправильно делить историю на разделы. Она напоминает реку, которая все течет и течет непрерывно. Но все же история меняется, и иногда мы можем увидеть конец одной фазы и начало другой. Такие изменения наступают не внезапно, фазы незаметно переходят друг в друга. Что же касается Индии, то мы дошли до конца одного акта в бесконечной драме истории. То, что называют индуистским периодом, индоарийской культурой, процветавшей несколько тысячелетий, подошло к концу.
        Будучи неспособной сдержать чужеземцев и завоевателей, индоарийская культура перешла к обороне. Стремясь защитить себя, она отгородилась от внешнего мира. Она сделала свою систему каст, прежде обладавшую известной гибкостью, более жесткой и застывшей. Она ограничила свободу женщин. Даже сельские панчаяты медленно изменялись в худшую сторону. Но даже отступая перед более энергичным народом, она пыталась влиять на него и приобщить к своим традициям. И так велика была ее способность к поглощению и ассимиляции, что она в какой-то мере осуществила культурное завоевание своих завоевателей.