Комплексный стимулятор CONAN-stim
Комплексный стимулятор (КС) предназначен для создания и предъявления испытуемому стимулов в иссле-дованиях зрительных, звуковых и когнитивных ВП.
Имеется два исполнения КС: встроенное в CONAN и внешнее (тогда стимулятор работает на 2-м ПК, связан-ным с управляющим по LPT).
Встроенный КС предназначен для проведения экспериментов с использованием
только одного компьютера. При визуальной стимуляции экран компьютера используется
для предъявления стимулов, а регистрация идет параллельно без визуализации
биосигналов на экране. При наличии в протоколе только звуковых стимулов
на экране идет обычное мониторирование биосигналов.
Предъявляемые изображения и звуки описывается протоколом КС. В одном
протоколе возможно задание до 15 различных стимулов (пронумерованных изображений
и/или звуков). Номер стимула определяется кодом, пере-даваемым в протоколе
CONAN объектом Стимул=<код> (операция Включить), по которому этот стимул
предъявляется КС. В случае визуального стимула повторная посылка того же
самого кода убирает с экрана вы-веденное изображение.
Фон экрана может быть заливкой заданного цвета или же черно-белым реверсивным шахматным паттерном с числом клеток 2, 4, 8, 16, 32.
Типы стимулов:
- прямоугольник заданного цвета;
- эллипс заданного цвета;
- предварительно созданный и записанный в каталог размещения КС
графический файл (рисунок, изображение) в BMP-формате;
- предварительно созданный и записанный в каталог размещения КС
звуковой файл в WAV-формате.
Стимул-изображение можно перемещать по экрану в требуемую позицию с нажатой левой кнопкой мыши и та-ким же образом изменять его размеры по правому и нижнему краям или же по правому нижнему углу (пропорционально). Курсор мыши при подводе к этим границам соответствующим образом меняет свою форму. Все эти изменения положения и размеров изображения автоматически отражаются в протоколе КС. В каждом изображении имеется контекстное меню (вызывается щелчком мыши), в котором есть три команды: развернуть изображение во весь экран, свернуть изображение до исходных размеров и убрать изображение с экрана (двойной щелчок мышью по изображению).
Синхронизация стимулов. В случае зрительных стимулов КС синхронизует
вывод изображений с экранной раз-верткой (сигнал Vertical retrace - 3-ий
бит порта 3DАh видеоадаптера), которая для различного типа мониторов осуществляется
с частотой от 60 до 100 Гц. Тем самым вывод изображений на экран КС имеет
плавающую ла-тентность относительно команды по LPT от CONAN.
В случае звуковых стимулов КС синхронизует начало звучания с моментом
окончания чтения звукового файла с диска.
Так, например, для регистрации 200 зрительных ВП на обращаемый шахматный
паттерн с частотой дискрети-зации 1000 Гц на интервале 500 мс пригоден
следующий протокол CONAN:
Операция Объект
Условие Ждем
Цикл=200
Включить Запись
Время=0 Да
Включить Связь=1
Время=0 Да
Включить Сигнал=1
Связь=1 Да
Выкл.
Запись Время=500 Да
Пауза
Время=500 Да
Повторить
В этом случае момент вывода изображения на экран КС будет в записях CONAN отображаться входным дискретным сигналом 1, относительного которого и следует базировать последующее усреднение ВП.
Запуск CONAN в режиме выполнения исследования должен производиться после запуска КС в режиме стимуляции. При наличии фона типа шахматный паттерн и отсутствии изображения с кодом вызова 1, при каждой посылке из CONAN кода 1 происходит реверсия шахматного паттерна.
Операция Объект Условие
Ждем
1 Цикл=100
2 Пауза
СлучВр=200 Да
3 Включить Запись
Да
4 Включить Сигнал=1
Да
5 Перейти=5
Клавиша= Нет
6 Перейти=15
Вероятн=25 Нет
7 Перейти=21
Вероятн=25 Нет
8 Перейти=27
Вероятн=25 Нет
9 Перейти=33
Вероятн=25 Нет
10 Перейти=6
Да
11 Включить Сигнал=1
Да
12 Выкл. Запись
Время=1 Да
13 Повторить
14 Перейти=47
Да
15 Включить Стимул=1
Да
16 Перейти=19
Клавиша=s Нет
17 Включить Сигнал=2 Клавиша= Нет
18 Перейти=16
Время=1 Да
19 Включить Стимул=1
Да
20 Перейти=11
Да
21 Включить Стимул=2
Да
22 Перейти=25
Клавиша=l Нет
23 Включить Сигнал=2 Клавиша= Нет
24 Перейти=22
Время=1 Да
25 Включить Стимул=2
Да
26 Перейти=11
Да
27 Включить Стимул=3
Да
28 Перейти=31
Клавиша=s Нет
29 Включить Сигнал=2 Клавиша= Нет
30 Перейти=28
Время=1 Да
31 Включить Стимул=3
Да
32 Перейти=11
Да
33 Включить Стимул=4
Да
34 Перейти=37
Клавиша=l Нет
35 Включить Сигнал=2 Клавиша= Нет
36 Перейти=34
Время=1 Да
37 Включить Стимул=4
Да
38 Перейти=11
Да
Условия регистрации зрительных ВП
Активные электроды размещают в отведениях 02, 01, референтный — Fz, заземляющий — мочка уха или мастоид; частота стимуляции 1-2 Гц; число стимулов 100-200; интервал записи 500 мс; обследование проводится в затемненном помещении.
При использовании шахматного паттерна производится монокулярная стимуляция полного поля с фиксацией взгляда на центральную точку. Размер ячейки паттерна измеряется углом зрения, вычисляемым по формуле B=arctg(r/d), где r — размер ячейки в мм, d — расстояние от глаза до экрана в мм. Экран обычно располагают на расстоянии 1.5-2 м. Засвет осуществляется полным полем 10-20 град.
Размеры ячеек должны выбираться в соответствии с задачей. Мелкие ячейки (13-16 мин) избирательно стимулируют центральное зрение, эти ответы особенно чувствительны к расфокусировке и снижению остроты зрения. Крупные ячейки (40-50 мин) производят большую стимуляцию периферического зрения, и эти ответы менее чувствительны к расфокусировке и снижению остроты зрения. Средние размеры ячеек (24-32 мин, что соответствует при расстоянии 2 метра от 17-дюймового экрана, размеру ячеек 14-20 мм) — это приемлемый компромисс для первоначального обследования.